Спектакль для всей семьи “Тайна старого шкафа”. Тайны старого шкафа


Театр на Малой Бронной

Газета «Культура»

Год ребенка Театр на Малой Бронной завершил весьма символично — премьерой спектакля для детей «Тайна старого шкафа» в постановке Алексея Фроленкова.

«Тайна» вообще оказалась первой премьерой текущего сезона, в который Театр на Малой Бронной уже «по традиции» вступил с новым художественным руководителем Сергеем Голомазовым. Это событие в свое время не вызвало шумного резонанса, даже учитывая то, что вместе с прежним худруком Леонидом Трушкиным театр покинул и его бессменный директор Илья Коган. То ли все уже устали от бесконечной череды потенциальных лидеров Бронной, то ли решили подождать неких свершений и реформ Голомазова. Последний же в силу несуетности характера с программными речами не выступал и революций пока не затевает. Тем более что до сей поры был более занят выполнением прежних обязательств перед Театром имени Ермоловой, где под занавес года выпустил долгожданную премьеру шекспировской «Двенадцатой ночи». Режиссерский дебют Голомазова на Бронной ожидается в марте — уже с комедией Мольера, где будет занята значительная часть труппы. Первый же спектакль в своем новом театре худрук доверил ученику — Алексею Фроленкову.

Фроленков, режиссер, актер и балетмейстер, московской публике, хотя и немного, но известен. Так, например, совсем недавно в рамках проекта «Открытая сцена» был показан его спектакль «Ленинград», сделанный в областном Театре имени Островского. Были и другие работы. Так что к постановке сказки Фроленков подошел уже весьма профессионально. И абсолютный аншлаг на спектакли, идущие еще до наступления каникул, — тому подтверждение. Нерадивые зрители, привыкшие к тому, что в Театре на Малой Бронной всегда можно купить билеты за полчаса до спектакля, были явно разочарованы, а зал пришлось до отказа набивать приставными стульями.

Формально сказками во взрослых театрах нас нынче не удивишь. Их много, и они постоянно обновляются в отличие от прежних времен, когда детские спектакли шли по два-три десятка лет. Более того, их постановке наконец-то стали уделять весьма серьезное внимание, не жалея ни сил, ни средств. Правда, опытные артисты со стажем еще не всегда готовы на парочку новогодних недель перевоплотиться в белочек и волков, зато студенческие массы с явным удовольствием включаются в работу. Вот и здесь задействовано немало студентов Сергея Голомазова в РАТИ, которые своей темпераментной непосредственностью явно оживляют действие. 

Выбор материала был весьма привлекателен, хотя название пьесы Александра Шаврина «Тайна старого шкафа», быть может, и не слишком удачно. Ведь не все поймут, что речь идет о знаменитых (в том числе и благодаря американскому кинематографу) «Хрониках нарнии», а в основу «Тайны» положены мотивы сказки К. С. Льюиса «Лев, колдунья и платяной шкаф». А современным детям, нравится нам это или нет, подобные вещи кажутся куда более интересными, чем какой-нибудь «Морозко». Хотя пьеса Шаврина не нова, и одноименный спектакль несколько лет игрался в Театре имени Маяковского.

Главное, на что не поскупились для детей режиссер, художник-постановщик Константин Розанов и художник по костюмам Янина Кремер, — это, конечно же, потрясающая зрелищность. Да, очень многие продвинутые театральные мастера, почитающие себя и знатоками детской психологии, полагают, что это не важно и даже вредно. Думаю, дети вряд ли согласятся с ними. Когда на сцене — волшебные превращения, загадочные трансформации, пиршество красок, роскошь костюмов, то это концентрирует детское внимание куда лучше многих умных сентенций. Здесь же все выполнено просто фантастически. Добропорядочная английская комната на наших глазах виртуозно трансформируется в ледяную, морозно-искрящуюся Нарнию. Пресловутый шкаф оборачивается сугробом, кусочек прихожей — жилищем фавна, шубы взлетают вверх и рассыпаются тысячами снежинок. в общем, трудно оторвать глаз.

Здесь персонажи делятся на людей, зверей и фантастических существ, каждый из которых по-своему убедителен. Будь то серьезный профессор, на поверку оказавшийся дедом морозом (Виктор Лакирев), или троица подростков: Люси (Анастасия Шеина), Питер (Андрей Терехов) и Эдмунд (Дмитрий Шаракоис), которые в финале облачатся в красные королевские мантии и сверкающие короны. Впрочем, звери тоже напоминают фантастических существ, меняя привычный окрас на голубое, розовое и прочее разноцветье. А сколь роскошно одеяние льва Аслана (Андрей Субботин), или забавен облик сентиментального Фавна (Олег Соколов), или изысканна белая колдунья (Ольга Ведерникова).

Здесь можно отыскать приметы старого доброго ТЮЗа, от которых мы в детском театре все равно никуда не денемся, и модные танцевальные фрагменты, и вокально-фонограммные вкрапления, и элементы самых настоящих «переживаний». Но все это умело адаптировано для юного зрителя, который способен воспринимать ситуации и перипетии в силу своего пока еще не слишком богатого жизненного опыта и эмоционального настроя. И главное, что от этой ледяной Нарнии все равно тянет теплом, не зря же в финале прямо в сугробах распускаются алые цветы. Так что встретить рождество в этой Нарнии весьма и весьма заманчиво, пусть даже сказочная страна всего лишь на пару часов возникает в самом центре Москвы. 

Ирина Алпатова, 27.12.2007

www.mbronnaya.ru

Спектакль для всей семьи “Тайна старого шкафа”

О спектакле

Речь пойдет об известном детском спектакле в театре на Малой Бронной. Сценарий основан на повести английского писателя Клайва Стэйплза Льюиса “Лев, колдунья и платяной шкаф” (1950) — первый из фэнтезийной серии “Хроники Нарнии”. Эта постановка на сцене театра уже 6 лет, он пользуется популярностью, особенно в канун новогодних праздников, поэтому билеты стоит заказывать заранее.

спектакль тайны старого шкафа в театре на малой бронной отзывы фотографии

Красочно, громко, динамично — общее впечатление от спектакля. Красивые костюмы, симпатичные волшебные персонажи: рыжий фавн, голубые белки, фиолетовые бобры. Трансформации декораций переносят девочек и мальчиков из дома профессора Керка в Нарнию и обратно, на сцене идет снег и расцветают цветы. Актеры перемещаются по залу, задают детям вопросы и слушают их подсказки, танцуют и поют.

Спектакль состоит из двух актов. До антракта сюжет сказки развивается подробно, второй акт— более стремительный и схематичный. Питер, Эдмунд и Люси (их играют взрослые актеры) приходят в дом к профессору на экскурсию с фотоаппаратом, как в музей. А дальше сюжет знакомый: дети залезают в старый шкаф и попадают в Нарнию, где уже 100 лет зима и правит Белая колдунья. В конце пьесы добро, как водится, побеждает зло, а дети становятся королями Нарнии.

спектакль тайны старого шкафа в театре на малой бронной отзывы фотографии

Спектакль “Тайна старого шкафа” в театре на Малой Бронной

Продолжительность: 1 час 50 минут с антрактомСтоимость билетов (ноябрь 2013): от 200 до 1000 р.Рекомендованный возраст: 6+Адрес: ул. Малая Бронная, д. 4.Официальный сайт театра

Лучший возраст для посещения этого спектакля — старшие дошкольники и младшие школьники (пометка 6+ стоит совершенно верно). Совсем младенцам на спектакле страшно: громкие звуки, темнота.

В спектакле есть момент, когда королева закалывает мечом льва Аслана на каменном столе, и тот умирает. Затем он воскресает, отсылая нас к евангельскому сюжету. Но эпизод может произвести сильное впечатление, будьте готовы отвечать на вопросы. А также про Адама и Еву, кто такой фавн, почему Дед Рождество в синем, а не в красном, как все приличные Деды Морозы.

“Тайна старого шкафа” — хороший формат как для первого знакомства с “Хрониками Нарнии”, так и для новой встречи с любимыми героями волшебной сказки.

спектакль тайны старого шкафа в театре на малой бронной отзывы фотографии хроники нарнии

Организационные моменты

Билетеры в зале ласково, но настойчиво просят выключить телефоны и другие игрушки. Фотографировать во время спектакля не разрешают, но в конце, когда актеры выходят на поклон, пожалуйста.

Во время антракта можно перекусить бутербродами и пирожными в буфете у выхода из зала.

спектакль тайны старого шкафа в театре на малой бронной отзывы фотографии хроники нарнии

Некоторые дети едят домашний завтрак из коробочек и рассматривают портреты в фойе.

спектакль тайны старого шкафа в театре на малой бронной отзывы фотографии хроники нарнии

Текст и фото: Наталья Стоцкая

Контактный зоопарк на ВДНХНовый год с детьми – музей сказки под Переславлем-Залесским“Летучий корабль” в театриуме на СерпуховкеКак сделать тыкву на Хеллоуин

(0)(0)

kaknado.su

Билеты на спектакль "Тайна старого шкафа" в Театре на Малой Бронной.

{"groupProductName":"Тайна старого шкафа","groupProductExternalName":"Тайна старого шкафа","groupProductExternalId":"3ee831e1-c230-4278-aa94-73fff488c02f","groupProductId":"4dccac7d-c15a-4239-b437-c6b878e5a37f","groupProductCategoryNames":[],"groupProductCategoryExternalNames":[],"groupProductCategoryExternalIds":[],"productDateTime":null,"productExternalName":null,"productExternalId":null,"productBrand":null}

6+

Купить билеты на спектакль "Тайна старого шкафа" можно на сайте redkassa.ru. "Тайна старого шкафа" - спектакль в Москве, в Театре на Малой Бронной. Забронировать и купить билеты на спектакль "Тайна старого шкафа" без наценки, по ценам организаторов, можно в РедКассе (RedKassa) и по телефону +7 (495) 665-9999. Доставка по Москве и ближнему Подмосковью.

Тайна старого шкафа 

Сказочная история для всей семьи

Это добрый, сказочный и красивый спектакль о том, как в одной сказочной стране Нарнии сотни лет не было Рождества. Злая Белая Колдунья заколдовала этот мир, и там наступила вечная зима. И вот однажды трое детей попадают в этот фантастический мир через платяной шкаф. Белая Колдунья хочет убить их… Питера, Люси и Эдмунда ждут самые разные приключения и чудеса. Но главное, это выбор между добром и злом, жизнью и смертью, любовью и предательством, который каждому из детей придется сделать самостоятельно. 

Пресловутый шкаф оборачивается сугробом, кусочек прихожей - жилищем Фавна, шубы взлетают вверх и рассыпаются тысячами снежинок. В общем трудно оторвать глаз. И главное, что от этой ледяной Нарнии все равно тянет теплом. Не зря же в финале прямо в сугробах распускаются алые цветы! Так что встретить Рождество в этой Нарнии весьма и весьма заманчиво, пусть даже сказочная страна всего лишь на пару часов возникает в самом центре Москвы. 

Продолжительность спектакля - один час 50 минут с антрактом. 

redkassa.ru

Тайна старого шкафа | KASSIR.RU

ВНИМАНИЕ! Срок бронирования билетов на спектакли Театра на Малой Бронной составляет 24 часа. За 72 часа до начала срок бронирования сокращается до 15 минут!

Инсценировка А. Шаврина по повести К. С. Льюиса «Лев, Колдунья и платяной шкаф»

Сказочная история для всей семьи

Режиссёр-постановщик - Алексей ФроленковХудожник-постановщик - Константин РозановХудожник по костюмам -Янина КремерКомпозитор - Алексей ШелыгинХудожник по свету - Геннадий Бирюшов

Это добрый и красивый спектакль о том, как в одной сказочной стране Нарнии сотни лет не было Рождества. Злая Белая Ведьма заколдовала этот мир, и там наступила вечная зима. Но существует древнее пророчество о том, что конец её правлению положат дети Адама и Евы. К сожалению, в Нарнии нет людей! И вот однажды трое детей попадают в этот фантастический мир через платяной шкаф. Зная о предсказании, Белая Колдунья хочет убить их… Питера, Люси и Эдмонда ждут разные приключения и чудеса. Но главное – это выбор между добром и злом, жизнью и смертью, любовью и предательством, который каждому из детей приходится сделать самостоятельно…

Пресловутый шкаф оборачивается сугробом, кусочек прихожей - жилищем Фавна, шубы взлетают вверх и рассыпаются тысячами снежинок. И от ледяной заколдованной Нарнии все равно веет теплом, и в финале прямо в сугробах распускаютсся алые цветы.

В течение последних пятидесяти лет миллионы людей во всех уголках мира попадают в Нарнию со страниц сказок Льюиса. Вместе с героями этой мудрой сказки и ты можешь найти свой собственный путь сюда!

В ролях:

Профессор, он же Дед Мороз - Заслуженный артист Виктор Лакирев / Александр МакаровЛюси - Светлана Первушина / Екатерина ДубакинаПитер - Олег Полянцев / Андрей ТереховЭдмунд - Олег Кузнецов / Илья Ждаников / Александр БобровФавн Тумнус - Мариэтта Цигаль-Полищук / Полина НекрасоваБобр - Сергей Кизас / Дмитрий АсташевичБобриха - Юлия Вознесенская / Таисия Ручковская / Надежда БеребеняБелая Колдунья - Ольга Ведерникова / Лариса БогословскаяВолк Могрим - Андрей Субботин / Дмитрий ГурьяновЛев Аслан - Данил Лавренов / Андрей СубботинБелка - Татьяна Тимакова / Алена Ибрагимова / Дарья Бондаренко / Юлиана Сополёва / Екатерина Седик / Любовь Иванова / Лина Шишова / Ольга НиколаеваВолк - Олег Полянцев / Олег Кузнецов / Максим Шуткин / Александр Ткачёв / Дмитрий Варшавский / Егор Барановский

Официальная премьера: 27 декабря 2007 года

Продолжительность: 1 час 50 минут (с антрактом)

Один билет дает право посещения театра одному человеку. Билет должен иметь каждый зритель, вне зависимости от возраста.​

Фото и видео

msk.kassir.ru

«Тайна старого шкафа» А.Шаврина по «Хроникам Нарнии» К.С.Льюиса в Театре на Малой Бронной

Шедшая когда в театре им. Маяковского и заново поставленная на Малой Бронной экранизация превратилась в главный хит детского театрального репертуара Москвы. Отчасти это справедливо — у спектакля немало объективных достоинств. Во-первых, детей играют не пожилые травести, а молодые актеры, в том составе, который я смотрел, и вовсе студенты, причем играют удачно, а Александр Бобров Эдмунда — так просто отлично (Боброва я видел в массовке «Концерта для белых трубочистов»). И детской сказочке с навязчивыми христианскими аллегориями («Хроники Нарнии» почему-то особенно обожают православные, но и Папа Бенедикт XVI в своей последней книге высоко отзывается о Льюисе, правда, прежде всего как об ученом) придается более интересное измерение — подросткового возраста герои сталкиваются и совсем с другого рода вопросами и проблемами. Во-вторых, театр, актеры и режиссер Алексей Фроленков преодолели главную для детской театральной сказки опасность — зооморфные персонажи «Тайны старого шкафа» не кажутся совсем уж нелепыми, при этом сохраняют привычный для традиционного утренника вид: костюмчики зверюшек состоят из комбинрезонов и масок, как положено, а не из латекса и металлических конструкций, или (неизвестно еще, что хуже) не из фраков и вечерних платьев. Кроме этого, в спектакле добротные декорации (особенно пейзаж снежной сказочной страны), хорошо выставленный свет и удачное инструментальное музыкальное оформление. Но и признать постановку безусловным шедевром было бы очень-очень сильным преувеличением.

Инструментальная музыка в спектакле на редкость уместная, но для чего-то герои время от времени поют — не так часто, чтобы постановку считать мюзиклом, а главное, какие-то невыразительные, невнятные и необязательные куплетики. Поют, к тому же, плохо. Исполнительница роли Колдуньи еще и плохо играет — точнее, не просто плохо, а совсем не в тему: вместо гламурной ведьмы, подобия Снежной Королевы (терпеть не могу киноэкранизацию «Нарнии», но уж кто там был хорош — так это Тильда Суинтон) приходится наблюдать вздорную Бабку Ежку, пускай даже высокую и стройную. А профессор, который оказывается смотрителем музея, куда забрели трое главных героев, наоборот, скрюченный-перекрученный, и только когда в Нарнии он оборачивается Рождественским Дедом, чудесным образом распрямляется. Но обиднее всего за фавна, тем более, что его играет замечательный молодой актер Олег Соколов. Для визуального решения образа вполне достаточно было бы его естественной бороды, накладных ушек, пушистой «юбочки» с хвостиком и, ладно уж, кожаных сапогов с платформами-копытами. Какой светлый ум додумался еще и раскрасить ему веки синим цветом и какой задачей при этом руководствовался — не знаю, но в таком виде сказочный фавн как две капли похож на Борю Моисеева образца еще времен трио «Экспрессия», и двигается он подобным образом (вот где высокие кожаные сапоги на платформе пригодились!). Лев Аслан говорит низким, хорошо поставленным голосом с интонациями чтеца областной филармонии годов эдак 50-х. А кроме прочего любые сильные эмоции, независимо от их характера, актеры выражают истерическими воплями.

Дети с их впечатлениями и реакциями ни в коем случае не могут служить критерием художественного качества произведения (театрального, литературного, кинематографического — никакого), даже если они являются его целевой аудиторией. Однако хотя бы в социальном, если не в эстетическом аспекте, реакции этой аудитории учитывать все же нужно. И не надо удивляться, если современный ребенок, на глазах у которого взрослая тетенька кормит мальчика «волшебным рахат-лукумом», без которого тот больше не сможет жить, заявляет родителям: «Ему наркотики дают!».

teatr-live.ru

"Тайна старого шкафа", театр на Малой Бронной

Не прошло и 3,5 лет, как я вернулась на эту сказку! Теперь уже со следующим юным зрителем - Яся доросла до Нарнии ))На этот раз я решила действовать по-правилам и вначале мы прочли книжку - ту часть, что про Платяной шкаф. Так что Яся (в отличие от Ульки в свое время) шла на спектакль подкованной в плане теории  :) Однако эффект получился тот же - деточка в полном восторге!Сидели в этот раз мы с ней сообразно кризису - Яся в 1 ряду, я в 18 )) - экономия, понимаешь. В первом  - сцена слегка высоковата, но уже со второго ряда беда - подъема почти нет, так что если перед тобой ребенок сидит (и перед ним тоже) - все ок, а если взрослый... То ой. Так что ребенка  - в 1 ряд, имхо, оптимально.

Состав у нас был такой:

Профессор, он же Дед Мороз: Виктор Лакирев

Люси: Екатерина Дубакина

Питер: Олег Полянцев

Эдмунд: Александр Бобров

Фавн Тумнус: Мариэтта Цигаль-Полищук

Бобр: Сергей Кизас

Бобриха: Надежда Беребеня

Белая Колдунья: Лариса Богословская

Волк Могрим: Дмитрий Гурьянов

Лев Аслан: Данил Лавренов

Яська в антракте уже просто попискивала от восторга. Больше всего ей понравился, разумеется фавн - ну я не сомневалась :) Я тоже от него в восторге! Единственное, я не решилась фефочке объяснить, что играет милого Фавна девушка :)) К главным героям Яся почему-то осталась вполне равнодушна, хотя они были тоже чудесные! Люси (Е.Дубакина) я уже видела в прошлый заход, а вот юноши сегодня были новенькие. Оба молодцы :) К сожалению, Асланом нам снова достался не Субботин. К моему сожалению - Ясе-то пока все равно ))После спектакля Яся вышла с двумя идеями:- надо обязательно сходить на продолжение - "Принц Каспиан".- почему мы не купили цветы?! В следующий раз придем с цветами!

На Каспиана пойдем обязательно. Но попозже. Пока в качестве подготовки начали читать книгу, вечером две главы осилили ))Про сам спектакль толком не рассказываю, во-первых, повторяться не хочется, во-вторых, просто поверьте - он прекрасный! И в-третьих - идите туда сами :)))Покажу лучше сегодняшнюю Ясю.IMG_6066.JPGПочему вид такой несчастный - не знаю, это еще до спектакля. После она была на порядом жизнерадостнее, но у фотика села батарейка :) А у этой фотографии самое интересное то, что Яся вросла таки в Улино платье. Причем когда Уля его носила, мне казалось, девочка уже совсем взрослая, мы с ней так уже вместе куда-то ходили, что-то обсуждали... А Яся сейчас все еще в статусе малявки пребывает. Оказывается, выросла уже... Так, по одежкам, очень наглядно получается. Эх...

lenulja79.livejournal.com

Глава 8. Тайна старого шкафа | Книга 1  |  Читать онлайн, без регистрации

Глава 8. Тайна старого шкафа

– Хорошее письмо, – Алиса вздохнула. – А я своим родителям писем не пишу, только звоню.

– Это потому что у них есть роуминг, а у моих нет, – понурилась Надя, но тут же взяла себя в руки. – Пойдем в комнату, а то Галина Васильевна нас заругает.

– Не заругает! Она добрая! – хитро прищурилась Алиса.

– Вот поэтому мы и должны ее слушаться.

Девочки, взявшись за руки, пошли в свою комнату.

Воздух в спальне оказался неожиданно свежим и даже студеным. Дело в том, что окно было приоткрыто, а на подоконнике лежала… та самая шишка, которую Надя заметила в лесу.

– Это мой гномик принес! – Наденька схватила шишку и прижала ее к груди. – Надо Андрюше рассказать!

А в это самое время Андрей Авдеев как раз возвращался из душа.

– Андрей, погоди… – окликнула его Даша. Она показалась Андрею взволнованной и, конечно, удивительно красивой. Небольшой беспорядок в прическе только шел ей, делая ее необыкновенно, как-то по-домашнему милой, а на щеках розовел легкий румянец. – Ты извини, что мы Надю в лес потащили… Понимаешь, только она знала дорогу…

– Нужно было хотя бы предупредить меня. Ты не думаешь, что я искал ее, волновался?

Даша виновато опустила голову.

– Ладно, проехали, – махнул рукой Авдеев.

И в этот миг дверь перед ними распахнулась, и оттуда показалась Маша Вершинина с тележкой для грязного белья. Девушка поставила тележку так, чтобы она не позволяла двери захлопнуться, и ушла куда-то дальше по коридору.

– Это же комната Савельича! – выдохнула Даша. – Пойдем! – она, потянув Андрея за рукав, быстро втащила его в комнату.

– Что ты хочешь? – Андрей озирался, чувствуя неловкость из-за того, что без спросу проник на чужую территорию.

– Вдруг здесь остались какие-то улики?!

Даша осмотрела ящики стола. Ничего интересного. Затем распахнула дверцы старого массивного шкафа. В шкафу весели два костюма и несколько рубашек.

– Это любимый парадный пиджак Савельича! – схватилась Даша за одну из вешалок. – Он бы без него никуда не поехал!

Авдеев задумчиво кивнул и хотел что-то сказать, но тут за дверью послышались шаги. Оба новоявленных шпиона рассеянно переглянулись. Место, где можно было укрыться, имелось только одно: старый шкаф. Поэтому оба нырнули туда. Даша стояла у самой дверцы, следя через щелочку, как уборщица вывозит из комнаты тележку.

Дверь хлопнула. Теперь можно и перевести дух.

Даша вышла из шкафа и оглянулась, ожидая Андрея. Его не было. Ничего не понимая, девушка подошла к шкафу, заглянула внутрь. Костюмы и рубашки висели на своих местах – там, где и прежде, – а вот Авдеева не было!

Это было похоже на страшный сон, поэтому Даша ущипнула себя за руку, надеясь, что вот сейчас проснется. Но напрасно. Ничего не изменилось. Сон, если это был сон, удивительно напоминал реальность.

– Не может быть! – прошептала девушка.

В этот момент телефон, засунутый в задний карман ее джинсов, завибрировал, сигнализируя чей-то вызов.

– Даш, ты куда пропала! – послышался в трубке голос подруги. – Мы с ребятами тебя ждем…

– Я не пропала… – тихо проговорила девушка. – Это Андрей Авдеев пропал.

– То есть как? – не поняла Вика.

– Не знаю, только что был – а теперь нет! – Даша почувствовала, как паника завладевает ее сознанием.

– Так… Где ты? Оставайся на месте, мы сейчас будем! – оперативно отозвалась Вика и, кажется, даже не слишком удивилась, услышав, что идти нужно в комнату исчезнувшего историка.

Ребята действительно вскоре ввалились в комнату. Даша впустила их – изнутри дверь можно было открыть, повернув «собачку» замка.

– Ну рассказывай! – потребовала Вика, оглядывая комнату.

– Мы с Андреем сидели вот здесь… – начала Даша, приоткрыв дверцу шкафа.

– Не понял! – вскинулся Максим, с подозрением уставившись на девушку. – Чем это вы здесь занимались посреди ночи?

– Ничем! Прятались от уборщицы! – досадливо отмахнулась Даша.

– Ага, понятно, – Морозов хмыкнул. – Очень милая игра…

– Дверь была открыта, и мы… вернее, это я решила осмотреть комнату Савельича. Вдруг остались какие-то улики или записка…

– Очень-очень мило! – Макс, очевидно, был раздражен.

– Погоди, Макс, потом отношения выяснять будете, – остановила его Вика. – Рассказывай дальше.

– А рассказывать-то нечего! – Даша уже едва ли не плакала. – Мы даже толком осмотреться не успели, когда вернулась уборщица. Пришлось прятаться в шкаф. Потом, когда она ушла, я вылезла, а Андрей – нет.

– Прямо-таки «Хроники Нарнии»! – ухмыльнулся Максим. – «Лев, колдунья и платяной шкаф». В главной роли – Дарья Старкова.

– Старкова – суперстар! – с восторгом подхватил Ромка.

– А может, тут портал в четвертое измерение… Или в прошлое, – выдвинул свою версию Темка. – Вот сидит граф Щербатов, мемуары пишет…

– Ребят, хватит! – Даша захлопнула дверцу шкафа. – Не понимаю, куда он мог деться… Вот бы сейчас открыть дверь и…

Она открыла и вскрикнула: прямо перед ними стоял Андрей Авдеев!

– Вот он – наш Копперфилд! – недружелюбно пробурчал Макс. – Восходящая звезда, король трюкачей, магистр абракадабры и повелитель шкафов!

Но Авдеев на этот раз не повелся на провокации Морозова, похоже, он вообще не услышал его слов.

– Я там такое обнаружил! Вот смотрите! – выпалил он и, надавив, сдвинул заднюю стенку шкафа.

Стенка ушла вбок, открывая проход, в котором виднелись уходящие вверх деревянные ступени. Видно было, что ход старый. С потолка свисали клочья паутины.

– Вот это да! – выдохнули ребята хором.

Похоже, эти штучки были поинтереснее выступлений знаменитого фокусника-иллюзиониста.

– Пойдемте! – поманил их Андрей. – Там еще интереснее!

И вправду наверху обнаружился старый чердак, заваленный всевозможным хламом. Еще одна лестница вела вверх, уже на крышу. Под потолком висела на проводе лампочка. К счастью, она оказалась рабочей и послушно включилась, стоило только нажать на выведенный на стену выключатель.

Среди хлама обнаружились какие-то папки с документами, а на одной из деревянных колонн, поддерживающих крышу, было нацарапано:

Игорь

Вася

Коля

Миша

Ваня

И чуть ниже – «Пятое сентября 1979 года. Детдом № 8».

– Помните, здесь детдом был? – подтвердила Вика, роясь в бумагах.

В это время Рома и Артем обнаружили красное знамя, вызвавшее у ребят уйму восторгов.

– Выходит, это всего лишь обычный склад, куда стащили все ненужные вещи, – вздохнула Даша, ожидавшая, что они обнаружат здесь нечто особенное. Девушка подняла с пола какую-то банку и, вздрогнув, поспешила поставить ее обратно. – Фу! Мерзость какая-то.

Максим подобрал ее находку и осмотрел, поднеся к свету.

– Чуваки… А ведь это глаза… – потерянно произнес он.

– То есть? Какие глаза? – переспросила Даша.

– По ходу – человеческие, – отчетливо и оттого особенно страшно прозвучало в тишине чердака.

А потом они сидели в библиотеке, просматривая в Интернете материалы, которые удалось отыскать по детскому дому. Понятнее, что здесь происходило, пока что не становилось, да и сомнительно, что странные дела, если они в детдоме и творились, стали достоянием Всемирной паутины.

– Даже странно: и о школе, и о детском доме – минимум информации, только упоминание. Ну и реклама «Логоса», конечно, – заметила Даша.

Тема взял банку с глазами, покрутил в руках.

– По-моему, обычный муляж. Что вы так загоняетесь? – спросил он, взбалтывая банку так, что глаза закружились, словно в хороводе.

– Так открой и потрогай, – предложил Макс.

– Ну уж нет, – поспешно заявил Артем и, поставив банку на стол, покосился на копающуюся в старых газетах Вику.

– Интересный типчик наш Савельич, – задумчиво протянул Морозов. – Вроде тихоня тихоней, а как выяснилось, прямо-таки маньяк, подпольный доктор Лектор. Вот не верю я, что он о тайном ходе не знал! Вот не верю – и все!

– Чуваки, а может, в ментуру, а? Как-то мне не по себе… – Рома действительно поежился.

– Ух ты! – вдруг воскликнула Вика. – Только посмотрите, что я нашла.

Ребята тут же сгрудились за ее спиной. На старой странице газеты, датированной осенью 1979 года, размещалась статья с заголовком «Закрыт детский дом в бывшей усадьбе графа Щербатова». Дальше шли и вовсе интересные сведения о том, что при загадочных обстоятельствах исчезли пятеро воспитанников детского дома, и поиски не дали никаких результатов. Был в статье и список пропавших: Игорь Исаев, Николай Семенов, Василий Остапенко, Михаил Спиридонов и Иван Лавров.

– Игорь, Коля, Вася, Миша и Ваня!.. – в ужасе проговорила Вика, вспомнив написанные на столбе имена.

В газете имелась и фотография – человек пятнадцать детей у знакомых ступеней, ведущих в школу. Лица пятерых пропавших обведены кружками.

– Ой, смотрите, а среди преподавателей Иван Савельевич, Галина Васильевна и наш биолог Войтевич! – показал на снимок Тема.

– А автор статьи! Только взгляните на подпись! – вмешалась в разговор Даша. – Олег Птицын! Что-то мне кажется, именно это имя стояло в адресной строке не отправленного письма Савельича.

– Ну точно, Птицын! – хлопнул себя по коленке Ромка. – Я же говорил – то ли Орлов, то ли Воробьев! У меня глаз – алмаз!

– Посмотрим адрес в почте у Савельича, – предложила Вика. – Наверняка он там есть. Что-то типа: Птицын, собака…

– Или Собакин, птица! – перебил Рома, и парни, переглянувшись, засмеялись.

– Возьму-ка статью с собой. Что-то во всей этой истории неладно, – Вика аккуратно вырвала из газетной подшивки пожелтевшую страницу и, сложив вчетверо, спрятала в карман синей форменной кофты.

* * *

– Можно Татьяну?.. – Галина Васильевна затаила дыхание. Она, пережившая и повидавшее многое и, казалось бы, навсегда заковавшая себя в непробиваемый панцирь, робела, набирая этот номер. Она знала его наизусть, но решалась набрать так редко…

– А кто ее спрашивает? – подозрительно откликнулся в трубке мужской голос.

– Это… ее мать…

В этот момент в комнату вошла Маша Вершинина с большой стопкой глаженого белья в руках. Увидев, что непосредственная начальница говорит по телефону, уборщица кивнула, словно прося не отвлекаться, и принялась укладывать белье в шкаф.

Галина Васильевна выслушала ответ и тихо перевела дух, стараясь, чтобы Маша не поняла, что в трубке уже давно звучат гудки отбоя.

– Танечка, как твои дела?.. – преувеличенно бодро заговорила она, создавая видимость нормальной беседы.

Отношения с дочерью являлись слишком болезненной тайной, и делиться ею с кем-либо, даже с Машей, было совершенно невозможно.

* * *

А на следующий день, после занятий, обнаружилось, что банка с глазами, которую спрятали в комнате мальчиков, под кроватью Темы, исчезла.

Выходит, за ними следили, их вещи обыскивали. А значит, происходящее уже никак не счесть забавой, увлекательной игрой в расследование. Все ребята как-то вдруг почувствовали себя на крючке.

– Может, пора линять? Ну, совсем, с концами? Тут становится как-то… – Ромыч поежился, наглядно демонстрируя, как стремно здесь становится.

– Вам легко, – покачал головой Андрей. Он стоял посреди комнаты, словно отделенный от ребят, сгрудившихся у Темкиной кровати. – Вас предки, если что, заберут, а нам с сестрой тут жить.

– И что же предлагаешь? – спросил Максим.

– Надо разобраться, что здесь происходит. Не хочу, чтобы с Надей что-то случилось.

– Да ладно. Нам в первый раз по носу щелкнули, а во второй, может, что посерьезней сделают! – испуганно оглядываясь, предположил Тема. – Что, если в следующий раз за нашими глазами придут?

– Да вы просто трусы! – Даша встала рядом с Андреем и гневно посмотрела на друзей. – Думаете только о себе! Савельич нам доверился, ждет помощи, а вы при первом признаке опасности как тараканы по щелям попрятались! Трусы! Жалкие трусы! Кстати, знаете, отступать некуда – я написала этому Птицыну!

velib.com